Почему у монахинь чёрное одеяние, а не белое?

1
О монашеском облачении

Облачение в монашеские одежды - это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни

старец Иосиф Афонский

Черное монашеское облачение… У одних оно вызывает печаль и сожаление, у других недоумение и вопросы. По какой причине отличается оно от обычной мирской одежды? Почему оно именно черного цвета? Есть ли у него какое-то символическое значение? Святые отцы говорят нам, что подобно тому, как воины, поступая на военную службу, оставляют прежние свои одежды и облекаются в воинские, так и монах, как добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2, 3), облекается в особые одежды, как бы во вся оружия Божия, по выражению апостола Павла (Ефес. 6, 11). Кроме того, черное монашеское облачение является и символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что красивая, яркая одежда не подходит для...

0 0
2

Почему у монахов чёрная одежда?

- Почему у монахов чёрная одежда? - спросил у преподавателя священника-монаха в Богословском институте, в перерыве меду лекциями, Потому что ответ зависит от того, с кем разговаривают. В аудитории, он бы ответил стандартно: «Потому что это символ отречения от мира». На что можно было бы возразить: «Вы что думаете, мы читать не умеем. Спрашиваю, чтобы ответили из личного опыта, а не то, что в книжках написано».
- Это вообще не православная традиция, взяли у католиков. В старину не было чёрной одежды.
Неожиданный ответ.
В паломничестве в Спасо – Преображенский Соловецкий монастырь чёрные одежды монахов особенно бросаются в глаза. Монастырь посвящен Преображению Господню. В Евангелие это событие описывается так: «взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как...

0 0
3
На самом деле черный цвет подрясника, подпоясанного кожаным поясом, - в образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель, - это, по существу, отсутствие цвета, то, что лежит за пределами светового спектра. В отношении к одеянию духовенства и особенно монашества - цвет совершенного покоя как отсутствия движения страсти, отрешения от всего суетного, от внешней жизни ради сосредоточенности на жизни невидимой, внутренней. Здесь, как нигде, внешнее, видимое - символ внутреннего: мира и покоя сердца в постоянном духовном пребывании с Богом. Конечно, это цель усилий любого верующего, но особенно - монашества, как посвятившего свою жизнь без остатка служению Богу. Одеяние соответствует этому состоянию, напоминают о нем, помогает достичь его, ведь ряса и подрясник[2], являясь образом одежд, которые в земной жизни носил Господь Иисус Христос, означают, что духовенство и монашество подражают Ему. Длинное одеяние является знамением Божией благодати,...
0 0
4
Почему священники носят черную рясу? 02.11.2015 20:10

Одеяния священников бывают повседневными и богослужебными. Повседневным одеянием монашества и духовенства всех степеней являются ряса и подрясник. Подрясник – представляет собой длинное, почти до пят, нижнее одеяние с узкими рукавами и наглухо застегнутым воротом. Ряса – одевается поверх подрясника и выглядит как длинное одеяние-платье с длинными, широкими, ниже ладоней рукавами. Богослужения священнослужители совершают в особых одеждах- облачениях.

Все церковные одежды глубоко символичны и имеют свою историю, поэтому их основа неизменна. Ряса и подрясник по своей сути напоминают одежду Спасителя. Само слово «ряса» имеет греческое происхождение от слова «то расон», что в переводе дословно означает - «поношенная, вытертая, лишенная ворса». Именно такую, поношенную и неприглядную, почти нищенскую одежду полагалось носить монахам в древней Церкви. И позднее ряса из монашеской среды вошла в обиход всего...

0 0
5

Одинокий», «иной», «одетый в черное», «ведущий уединенную жизнь», «отшельник». В общем, мрачный и нелюдимый. То есть монах, или, по-русски, инок, чернец. Вот только почему черный цвет его одежды вызывает у нас столь романтические ассоциации?

На самом деле черный цвет подрясника, подпоясанного кожаным поясом, - в образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель, - это, по существу, отсутствие цвета, то, что лежит за пределами светового спектра. В отношении к одеянию духовенства и особенно монашества - цвет совершенного покоя как отсутствия движения страсти, отрешения от всего суетного, от внешней жизни ради сосредоточенности на жизни невидимой, внутренней. Здесь, как нигде, внешнее, видимое - символ внутреннего: мира и покоя сердца в постоянном духовном пребывании с Богом. Конечно, это цель усилий любого верующего, но особенно - монашества, как посвятившего свою жизнь без остатка служению Богу. Одеяние соответствует этому...

0 0
6
Одеяния священнослужителей бывают повседневными и богослужебными. Повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса. Подрясник - это длинное, до пят, нижнее одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. Ряса -- верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами.

Богослужения совершаются священнослужителями в особых одеждах, называемых облачениями.

Все церковные одежды имеют свою историю и глубоко символичны, поэтому в основе своей неизменны. Подрясник и ряса напоминают одежду Спасителя. Слово "ряса" происходит от греческого "то расон", что значит "вытертая, лишенная ворса, поношенная". Именно такую, почти нищенскую одежду полагалось носить монашествующим в древней Церкви. Позднее из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства.

Символическое значение подрясника и рясы - свидетельство отрешенности от мирской суеты, обретение духовного покоя. Эти одежды как образ одеяния, которое носил Иисус Христос,...

0 0
7

Монашеская мода

Достоверно не известно, была ли действительно у Аристотеля глава о шляпах, зато нет сомнений, что рано или поздно глава о монашеском облачении должна появиться в труде любого историка. Это одна из самых ярких и сложных страниц истории моды, хотя сами монахи всегда подчеркивали свою волю к неизменности, независимости от настроений времени, свою скрупулезную верность той одежде, какую завещал носить основатель ордена, приверженность к этой однообразной одежде-униформе, а также желание соответствовать требованиям жизни с идеалами бедности, простоты и строгости, подчинения тела духу. Но как жить в миру и без экстравагантности показывать свое стремление к иной жизни, которая, если не отделена от мира, то, по крайней мере, стоит в стороне от него? Как жить, не подчиняясь велению своего времени, но вместе с тем не выглядеть человеком из другой эпохи?

Проблемы одежды, белья, обуви, перчаток на протяжении столетий занимали умы монахов, как, впрочем,...

0 0
8

Буддийские одежды наполнены глубоким символизмом, сводимым в основном к символам скромности, послушания и следования монашеским заветам.

Буддийские монахи носят широкие одежды, называемые кашая (кит. цзяша, яп. кеса...

0 0
9

ЦЕРКОВНЫЕ ОДЕЖДЫ

Вы никогда не задумывались над тем, почему одежды служителей Православной Церкви так сильно отличаются от наших мирских одежд? Да потому, что Церковь — не от мира сего. Она хоть и находится среди мира, но пришла к нам с небес, и потому все в ней отлично от земного. Поэтому даже одежды священнослужителей отличаются от наших, подверженных изменению моды, погоды, настроения.

ВНЕБОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОДЕЖДЫ

В Церкви одежды принято называть облачениями, от слова облачать — одевать. Но облачения — это, собственно, богослужебные одежды. Кроме них есть внебогослужебные одежды. Это подрясник и ряса. Они заменяют духовенству повседневную одежду. К ним надо добавить скуфью (или скуфейку) как основной повседневный головной убор. ПОДРЯСНИК — нижнее одеяние православного духовенства, алтарников и иподиаконов. Это длинное до пят одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. У монахов он обязательно черного цвета, у других он может быть темно-синим, коричневым,...
0 0
10

Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты



Лео Мулен. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.)

Глава IV Одежда делает монаха
Монашеская мода

Достоверно не известно, была ли действительно у Аристотеля глава о шляпах, зато нет сомнений, что рано или поздно глава о монашеском облачении должна появиться в труде любого историка. Это одна из самых ярких и сложных страниц истории моды, хотя сами монахи всегда подчеркивали свою волю к неизменности, независимости от настроений времени, свою скрупулезную верность той одежде, какую завещал носить основатель ордена, приверженность к этой однообразной одежде-униформе, а также желание соответствовать требованиям жизни с идеалами бедности, простоты и строгости, подчинения тела духу. Но как жить в миру и без экстравагантности показывать свое стремление к иной жизни, которая, если не отделена от...

0 0
11

Все части монашеского облачения имеют свою символику, по сути, одежда монаха — это одежда воина, воина Христова; подобно воину, идущему на поле битвы, каждый монах получает своего рода доспехи, которые помогут ему защититься от стрел невидимого врага.

Швейное дело – традиционное занятие в монастырях. По Церковному преданию, Сама Богородица была искусной швеей, поэтому неудивительно, что ремесло это так полюбилось монахам. Наша обитель – не исключение. Одной из первых мастерских, которые появились во Введенском монастыре, была пошивочная. Монастырская семья быстро росла, сестры нуждались в монашеской одежде, поэтому швеям нужно было шить не только для церковных, но и для бытовых нужд. Когда в монастыре стало больше священников, сестры начали шить богослужебную одежду.

Сейчас, спустя 24 года со дня основания обители, в монастыре устроены три швейные мастерские. Первая мастерская – ризничная занимается пошивом священнических облачений: фелоней, подризников, епитрахилей,...

0 0
12

В буддизме одежда священнослужителей является вариациями монашеского одеяния. Монашеское одеяние и в наше время служит символом Традиции, а из существующих сейчас традиций ношения монашеских буддийских одежд тхеравадинская (бирманская, старейшая из сохранившихся школ буддизма) является самой аутентичной.

При посвящении в монахи-буддисты происходит обязательная торжественная передача монашеского одеяния. Это костюмированная инсценировка канонической истории Будды, принца Сидхартхи Гаутамы, ушедшего из дворца в поисках Истины. В день церемонии посвящаемых облачают в костюмы царевичей, головы увенчивают коронами. На лице рисуют круги с расходящимися лучами. Эти лучистые круги символизируют солнце, поскольку династия правителей шакьев, к которой принадлежал Будда, считается «солнечной», ведущей свой отсчет от «повелителей Солнца».

Канонический облик монаха-буддиста имеет региональные отличия, которые можно распознать, во-первых, по цвету, во-вторых, по комплектности...

0 0